Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Формула успеха

Опубликовано 15.02.2018

Тренинг по профилактике профессионального эмоционального выгорания педагогов. Цель: профилактика и преодоление синдрома профессионального эмоционального выгорания педагогов, снятие эмоционального напряжения  методами саморегуляции,   укрепление психологического здоровья педагогов.

см. Презентацию

Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием и основными аспектами  синдрома профессионального эмоционального выгорания.
2.   Снизить уровень психологического выгорания и эмоционального напряжения.
3. Обучить  навыкам восстановления своих сил, через овладение способами психической саморегуляции,   направленными на активизацию внутренних ресурсов личности педагогов.
4. Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию педагогов.

Организация тренинга: группа  до 30 человек.
Форма проведения тренинга – групповая, свободная эргономичная.
Продолжительность – 15-20 минут.
Ведущий тренинга: педагог-психолог Петанова В.П..

Материалы и оборудование: белая бумага (А 4), цветные карандаши, буклет каждому участнику тренинга, интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, подсвечник цветок, свеча, цветные полоски с характеристикой выбранного цвета на обратной стороне, шкатулка с мелкими предметами (пуговицы, бусины, брошки, старые часы и т.д.).

Теоретическая часть (3 мин.). Презентация

(слайд 1)
Профессия современного педагога ДОУ требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального профессионального  напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений  нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам  снятия эмоционального напряжения. Это  является приоритетной линией в работе дошкольного психолога.

Уважаемые коллеги, речь идёт о  столь актуальной проблеме  как синдром профессионального эмоционального выгорания.

(слайд 2)
Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.

(слайд 3)
Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность. Целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение с воспитанниками и коллегами по работе.

По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности педагогов.

(слайд 4)
Практическая часть
Звучит музыка. Участники тренинга  выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Инструментарий: цветные полоски с характеристикой выбранного цвета на обратной стороне.
Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый  – тревожность и негативное состояние.
Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

Психолог:  В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

Ритуал приветствия

1.    «Моё пожелание Вам»
Содержание. По кругу передаётся свеча (подсвечник- цветок), участники называют имена и озвучивают свои пожелания.

Инструментарий: подсвечник - цветок, свеча.
Психолог: Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то можно сделать вывод: вам  знакомы чувства эмоционального дисбаланса, профессионального перенапряжения и усталости. Я предлагаю Вам попробовать методы саморегуляции, способные гармонизировать и стабилизировать Ваш внутренний мир, избавить Вас от накопившийся негативной энергии.
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Существует три эффекта саморегуляции
- эффект успокоения (устранение эмоционального напряжения);
- эффект восстановления( ослабления проявлений утомления);
- эффект активизации ( повышения физической и эмоциональной активности).

2. Упражнения по саморегуляции (эффект успокоения)
Упражнение “Улыбка”
Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, должна быть улыбка.
Если вам удастся удержать ее 1-2 мин., вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.
Упражнение «Маска гнева»
Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
Упражнение «Похвалилки»
Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:
“В моей жизни случаются только положительные ситуации ”

3. Упражнения по гармонизации эмоционально-волевой сферы (эффект восстановления)
Упражнение  «Комплименты»
Содержание. Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний). Участники стоят лицом друг к другу и образуют пару. Первый партнер оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив. Он говорит ему что-либо приятное, связанное с его личностными качествами, актуальными в профессиональной деятельности. Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и …» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это внимание). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и, таким образом образуют новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. Выполнив упражнение, участники группы обсуждают, какие чувства они испытывали, какие знаки внимания оказывали они и их партнеры в их адрес.

Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…».
Участникам предлагается на отдельных листах написать:
• Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
• Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
• Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Коммуникативное упражнение «Секрет»
 
Цель: разрешение конфликтных ситуаций и поиск компромисса.
Содержание. Всем участникам ведущий раздает по «секрету» (из красивого сундучка, кладет в ладошку и зажимает кулачок). Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого: показать свой «секрет».
Инструментарий: шкатулка с мелкими предметами (пуговица, бусинка, брошка, старые часы и т.д.).

Упражнение «Сюрпризная паутинка»

Содержание. Упражнение выполняется стоя, в кругу. Участники выбирают нить и протягивают второй конец, где закреплён подарок, любому участнику. Таким образом образуется «сюрпризная паутинка».
Инструментарий: разноцветные клубки ниток, бумажные листы в виде цветка 4х6 см и небольшие подарки для каждого из игроков. Для каждого игрока отрезок нити  1,5 м. На один конец каждой нити прикрепляется  цветок, на котором участник пишет своё имя, а на другой – подарок для него.
Участники  должны «соткать паутину», протягивая нити.
Рефлексия
Психолог. Я знаю один секрет – если говорить себе, что ты умный, уверенный, ответственный и стремиться к этому, если  в это поверить, то в конечном итоге, так оно и будет. Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость. Научитесь  радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
Нужно любить всё, что вы делаете.  И как гласит древняя восточная мудрость:
“Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.
Психолог. В чем же  заключается формула успеха педагога?
В умении любить, и делится своей любовью!  
В умении расслабляться и избавляться от негативных чувств!
В умении находить компромисс в любых ситуациях: как в профессиональных, так и  личностных!
В умении прощать и просить прощения!
Психолог. Предлагаю по очереди встать и громко и уверенно произнести фразу: «Успешный человек – это я».


                                                                                              Приложение
ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет, - был ответ.
- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать.
И таким образом  вы, без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!




Список литературы:
1.    Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
2.    Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.
3.    Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологической саморегуляции. Л.: Методический центр по психологической саморегуляции, 1988.
4.    Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.
5.    Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.
6.    Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.