Цель:
- развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, загадки, танцы, стихи.
- формировать представление о народной культуре, обычаях и обрядах;
- совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;
Ребята собираются у опушки леса. Все кланяются в сторону леса.
Девочка:
Благослови, Троица,
Благослови, Богородица,
Нас в лес пойти,
Венки сплести,
Да по травушке,
По муравушке.
Где девки идут-
Цветы цветут. (бросают под ноги цветы)
Где парни идут-
Полынь растет.( бросают под ноги полынь)
Благослови, Троица,
Благослови, Богородица!
Все идут в лес. Собираются все на лесной полянке, возле березы.
Ведущий:
Березы, радуйтесь!
Зеленые, радуйтесь!
К вам девушки идут.
К вам красные идут-
Завивать венки идут.
Ведущий:
Стройная береза.
Пусть дождем умоется,
Пусть прольются грозы.
Коль на ветку тонкую
Ленту повязать,
Та береза ломкая
Счастья может дать.
Ребёнок:
К нам праздник пришел,
Пришла Троица!
Травой-муравой земля покроется,
Цветочками приукрасится.
Красны девушки придут
Ко березонькам,
Хоровод заведут
С песней звонкою!
Встают в хоровод, поют песню: «Во поле береза стояла»
Ведущий:
Березонька,
Кудрявенькая,
Зелененькая,
Завивайся, да на весь денек,
Завивайся, да на весь годок!
Девочки украшают березку ленточками.
«Во поле березка стояла»
Ведущий:
Вот и лето пришло, такое приветливое, жаркое, радостное!
Такое разноцветное, ароматное, щедрое!
Много хорошего лето людям приносит!
Само же оно у людей взамен ничего не просит.
А люди еще с древних времен привечают приход лета особым обычаем- празднованием Пресвятой Троицы. Это один из самых больших праздников в году.
Троица- это праздник жизни, праздник возрождения природы.
А символ праздника Троицы - это ветки дерева. Отгадайте какого?
Кудри твои зелены,
А стволы побелены,
Словно ты вошла с мороза.
Это дерево ….. (береза)
Ведущий:
Ребята, береза на Руси широко использовалась на многих весенне-летних праздниках. ЕЕ заламывали ( не ломали!), связывая с травой ее макушку, создавали своеобразные ворота; на самой березке из веточек плели «оконца» для кумления (девушки становились друг напротив, целовались через такое) «оконце» и клялись быть подружками; под березой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей…)
Ребёнок:
Кумушка-голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся.
Ты мне — кумушка,
Я тебе — голубушка!
Покумимся, покумимся,
Не сваряся, не ораняся!
Девочки обмениваются венками, платочками, целуются через венок.
Исполняется песня «Перевоз Дуня держала».
Ведущий:
В некоторых местах был еще и такой обычай: березу срубали, приносили и устанавливали в центре села, наряжали. После окончания праздника деревце сжигали или бросали в воду. Сама Троицкая береза в разных русских зонах называлась по-разному: кума, гостейка, семик, сад, куст и др.
Нашу Родину невозможно представить без березки, белоствольной красавицы.
На поляне, на пригорке
Под окном среди полей
Белокурая березка- символ родины моей.
Береза- издавна считалась символом России, символом Родины. На земном шаре нет дерева красивее и милее березы. Стройная березовая роща, где все деревья покрыты белой окраской, напоминают хоровод. А на отдельно растущую где-то березу всегда смотрим с жалостью, т.к. она напоминает грустную девушку, которая опоздала на хоровод и не смеет подойти к кругу.
Ребёнок:
Пойдём, девочки,
Завивать веночки!
Завьём веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен.
А я, молодёшенька,
Весь год веселёшенька!
Девочки подходят к березке, вешают на нее свои веноч¬ки. Исполняется общая пляска. Пляска прерывается появлением русалок с сетью. Русалки подкрадываются к детям.
Березка:
Берегитесь, ребята, русалочек!
Защекотят, затащат к себе в болото!
Проводится игра «Кресты».
Девочка:
Ой, горе-то, какое! Утащат, защекотят!
Надо их, ребята, спасать!
А ну, навались, выручай да тяни сильнее!
Пойманных выручают.
Березка:
Ах, вы проказницы! Хотели нам праздник испортить! Ишь, моду взяли, людей таскать! Ведь ваше время уже кончилось! Ухо¬дите в свое болото!
Русалки:
Не пойдем мы! Не хотим мы!
Березка:
Нет! Нет! Прогоним мы вас! Прогоним? (Обращается к де¬тям.)
Дети.
Да!
1-я русалка.
Ну, ладно. Только условие! Проводите нас с почетом — тогда уйдем!
2-я русалка.
А я главная русалка! Своими ноженьками не пойду! Вот если повезете, тогда согласна.
Березка:
Что же тебе предложить? А вороной конь тебе по нраву?
2-я русалка.
Да, да, хочу! Подавай его сюда!
Березка:
Только конь не простой!
Отгадайте, что за конь. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Дети отгадывают загадку. Выносят кочергу, на которой прикреплена бумажная лошадиная голова.
Березка:
Ну что, нравится? Не конь, а огонь! Садись верхом да скачи!
1-я русалка.
А я тоже хочу!
3-я русалка.
И я хочу!
2-я русалка.
Цыц, вертихвостки! Я здесь старшая! Я одна поеду, а вы пешком пойдете! Русалки (поникшие). А у них тут музыка веселая была! Мы тоже хотим! Слыхали? Без оркестра не поедем! Да чтоб самый луч¬ший, и погромче!
Дети берут любые шумовые подручные средства (заслоны, сковород¬ки, деревянные палочки и прочее). Впереди скачет главная русалка, ря¬дом остальные, за ними движется «оркестр». Дети забегают вперед и то и дело заигрывают с русалками, хватая их кто за рубаху, кто за руку, а кто и к кочерге прицепится, приговаривая: «Русалка, русалка! Пощекоти ме-ня!».
Русалки еле-еле вырываются и прячутся или бегут прочь. Общий смех, им вдогонку кричат: «Мы русалок проводили, можно будет везде смело ходить!». Все возвращаются к березке.
Девочка собирает всех детей вокруг березки. Звучит красивая, плавная мелодия. Из дверей появляются взрослые (фольклорная группа) с угощением (специфическое угощение для этого праздника: пироги, «ко-зули», яичница).
Девочка (кланяется живой березке):
Радуйтесь, березы.
Радуйтесь, зелёные!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы!
Ио, ио, Семик да Троица!
Фольклорная группа.
Заливайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличиками,
Яички-то красные!
Куличики-то сдобные!
Ио, ио, Семик да Троица!
Угощение расставляют вокруг березки, и под пение дети трапезничают.