Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ЦОР для детей подготовительной группы.
Образовательные области: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативная", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
Цель: систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
см. Презентацию
Программные задачи:
расширять и уточнять представления детей о растениях леса; о весенних изменения в природе;
закреплять знания о последовательности появления цветов в лесу;
развивать наблюдательность, любознательность;
воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: беседы о весне, экскурсии, наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Планируемые результаты: ребёнок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, эмоционально реагирует на мир природы, задаёт вопросы взрослому; владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; знает правила поведения в природе, характерные признаки времён года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни растений.
Материалы и оборудование: живые лесные цветы с луковицей в пластиковых стаканчиках ; средства ИКТ: презентация, проектор, экран.
Ход занятия:
1. Мотивационная беседа.
На столе в пластиковых стаканчиках стоят первые лесные цветы : ландыши, подснежники, одуванчики и др.
Воспитатель. Какая птица приносит на крыльях весну?
Дети. Скворец.
Воспитатель. А какие растения леса открывают весну?
Дети. Подснежники.
Воспитатель. Верно. Но подснежниками называют все первые весенние цветы. Послушайте, ребята:
У заснежённых белых кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой...
Должно быть сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора!
Воспитатель. О каком именно весеннем растении это стихотворение?
Ответы детей.
2. Чтение стихов о лесных цветах с элементами исследования.
Воспитатель. (показ на интерактивной доске подснежника). Рассмотрите цветок. Какой он?
Дети. Он нежно-сиреневый, у него желтенькая серединка, пахнет весной.
Воспитатель. Ребята, предлагаю разобраться, почему подснежник получил такое имя. Вслушайтесь - «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? (Предположения детей). Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.
Научное название цветка - «галантус», что значит молочная капля. Как вы думаете, почему этот цветок сравнили с молочной каплей? (Предположения детей). Совершенно верно. Лепестки подснежника похожи на капли, а цвет белый, как у молока. Когда наступает темнота, цветок подснежника закрывается и становится очень-очень похож на капельку молока. Этот красивый и нежный цветок вырастает из маленькой луковицы. (Показ на растении). В этой луковице собраны питательные вещества, накопленные за лето и осень. Растения, которые растут из луковиц, называют «луковичные растения».
Физкультминутка
Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки.
("Побегать" пальчиками одной руки по другой - от предплечья к кисти.)
Где наступит сапожок -
Там раскроется цветок.
(Похлопывать руки ладонями)
От дождя травинки
Распрямляют спинки.
(Поглаживать руки ладонями).
Воспитатель. Вы знаете, что подснежник - лесной цветок. А знаете ли вы, что он занесен в Красную Книгу? Какие растения заносят в красную Книгу? Зачем растения заносят в Красную Книгу?
Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.
Но мы не будем рвать цветы
Ведь это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!
Воспитатель. А какие цветы появляются в лесу следующими? Ответы детей.
(показ на экране следующих весенних лесных цветов)
Воспитатель. Одним из первых появляется медуница. Она не только красивая, но и обладает лечебными свойствами. Первые насекомые питаются её пыльцой. Чья очередь за медуницей? (Одуванчика).
(На экране дети среди цветков находят изображение одуванчика).
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель. Где можно их увидеть?
Дети. Одуванчики растут во дворе нашего детского сада.
Показ растения в стаканчике.
Воспитатель. От каких растений в лесу становится светло и ярко?
Дети. От жарков!
Воспитатель. Верно. Из-за окраски бутонов они получили это название. Давайте рассмотрим их на экране.
Воспитатель. Эти цветы не могут стоять в букетах дома, так как быстро увядают, поэтому их красотой лучше любоваться в лесу.
Показ на экране цветка кукушкины слёзки.
А кто знает эти растения, как они называются?
Дети. Кукушкины слёзки.
Воспитатель. А знаете, почему они так называются? Кукушка не вьёт себе гнезда. Свои яйца она подкладывает в гнёзда других птиц, те их высиживают, растят птенцов. По легенде, захочет кукушка увидеть своё потомство, да забывает в каком гнезде оставила яйца. Летает по лесу, ищет и плачет. Где упали её слёзы, там и выросли эти цветы. Определить их можно по запаху, внешнему виду, яркой окраске.
Ты, кукушечка, не плачь,
Найдутся твои детки
А цветы пускай растут
У пенька под веткой.
Рвать не будем мы их
Полюбуемся на них.
Воспитатель. Итак, появление цветов можно наблюдать по месяцам: подснежники - в апреле, медуница - в мае, жарки - в начале июня, кукушкины слезки, колокольчики, лютики, иван-чай - в июле, дикая гвоздика - в августе, и т.д.
Итоги занятия.
Вопросы на закрепление:
Какие первые весенние цветы вы знаете?
Почему подснежник получил такое название?
Почему подснежник называют «луковичным растением»?
Почему подснежник занесен в Красную Книгу?
Выводы:
1. Цветы нельзя топтать и рвать охапками.
2. Надо любоваться их красотой, беречь и приумножать её.