Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Правила работы с гиперактивными детьми

Опубликовано 10.04.2019

Гипер - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Активный - означает «действенный», «деятельный». Каждый ребенок индивидуален, уникален как во внешности, так в поведении.

В каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям.

Такие дети, что совершенно естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и специалистам: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Большинство мам бойких детей считают их гиперактивными, но многие из них заблуждаются. Хотя, на данном временном этапе наблюдается увеличение случаев детской гиперактивности.

Откуда она берется и как понять, что это именно она? Адекватно активный и гиперактивный ребенок ведут себя по-разному.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Итак, внешними проявлениями гиперактивности являются: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. У таких детей обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка, при этом уровень интеллектуального развития не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Причины гиперактивности:
- Генетические факторы
- Особенности строения и функционирования головного мозга
- Родовые травмы
- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первый год жизни и т. д.
   Диагноз «гиперактивность» может поставить только врач-невропатолог. Педагог только может предположить, наличие гиперактивности у ребенка.
    Психологи Бейкер п. и Алворд М. выделили следующие критерии гиперактивности. Основные проявления гиперактивности они разделили на 3 блока:
1.Дефицит активного внимания:
- Непоследователен,  трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
- Испытывает трудности в организации.
-  Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
-  Часто бывает забывчив.
2.Двигательная расторможенность:
- Постоянно ерзает.
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
-  Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
- Очень говорлив.
3.Импульсивность:
- Начинает отвечать недослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других нет; на одних занятиях успешен, на других – нет.
   Если в возрасте до 7 лет проявляются вышеперечисленные признаки, то можно предположить (но не поставить диагноз, что ребенок гиперактивен).
Каждый педагог знает, сколько хлопот может доставить гиперактивный ребенок. Но необходимо помнить, что гиперактивный ребенок не может вести себя так, как этого требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему этого сделать.
   Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок, стал послушным и покладистым не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
   Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, к которым обычно прибегают взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того все это может способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера.
Можно выделить следующие правила работы с гиперактивными детьми:
1. Стройте работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он должен всегда находиться перед глазами воспитателя.
2. Работайте с гиперактивным ребенком в первую половину дня, а не вечером.
3. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки, элементы игры и соревнования.
4. Предоставляйте ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
5. Терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
6. Направляйте энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т. д.)
7. Введите знакомую систему оценивания, чаще хвалите.
8. Избегайте завышенных или заниженных требований.
9. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны.
10. Стройте процесс воспитания на положительных эмоциях.
11. Договаривайтесь с ребенком, оставаясь спокойными.
В воспитании таких детей необходимо правило:
- Нет хладнокровия – нет преимущества!