Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

Опубликовано 28.06.2018

Тема: Звук [м] и буква М. Цель: познакомить детей с новым согласным звуком и новой буквой;
Задачи:
1) активизация в памяти пройденного материала;
2) знакомство с согласным звуком [м] и буквой М;

3) формирование умения выделять изучаемый звук и букву в начале слова, обучение чтению буквы М;
4) пополнение словарного запаса детей словами с изучаемым звуком;
5) корригирование мыслительных операций: анализ, синтез;
6) развитие памяти детей;
7) воспитание навыка оказания взаимопомощи в коллективе.
Оборудование: Игрушка - Мишка, предметные картинки – самолёт, малина, машина, мышка, матрёшка, мотоцикл, линейка букв, печатные изображения букв, раздаточный материал.

План занятия:
I.    Организационный момент.
II.    Артикуляционная гимнастика.
III.    Повторение пройденного материала.
IV.    Сообщение новой темы.
V.    Изучение нового материала.
VI.    Закрепление изученного материала.
VII.    Подведение итогов.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Все готовы к занятию?
Логопед проверяет готовность к занятию каждого ребенка: отмечается наличие всех необходимых для занятия предметов, проверяется правильность посадки детей, повторяются правила поведения детей на занятии.
Логопед: Ребята, у меня для вас новость: сегодня у нас на занятии будет новый гость. Посмотрите, кто к нам пришёл. Дети, это Мишка. Давайте все вместе с ним поздороваемся: Здравствуй, Мишка!
(Дети повторяют).
Логопед: Мишка и вам говорит: “Здравствуйте”.

II. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Итак, ребята, Мишка сегодня будет с нами заниматься. Так как он первый раз на нашем занятии, давайте расскажем и покажем, с чего оно начинается.
Дети: С зарядки для язычка.
Логопед: Молодцы, ребята! А ты, Мишка, запоминай.
Логопед: Ребята, давайте все вместе сделаем нашу зарядку, а наш гость посмотрит и постарается запомнить. Дети, старайтесь.
Дети вместе с педагогом выполняют артикуляционные упражнения: “Улыбка”, “Трубочка”, “Заборчик”, “Часики”, “Лопаточка”, “Иголочка”, “Чистим зубки”, “Индюк”, “Маляр”.

III. Повторение пройденного материала.
Логопед: Ребята, давайте расскажем Мишке, какие буквы мы уже прошли.
Дети: Буквы А и У.
Логопед: Найдите букву А на наборном полотне и поставьте её на планке нашей доски.
То же самое дети делают с буквой У.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, что мы произносим?
Д.: Звук.
Л.: А что пишем?
Д.: Букву.
Л.: Молодцы. Так, каких два звука мы с вами прошли?
Д.: Звуки [ а ] и [ у ].
Л.: Хорошо! А теперь попробуйте угадать, какой звук я произношу.
Педагог беззвучно произносит звук А.
Л.: Дети, как я открыла рот?
Д,: Широко.
Л.: Так открывают рот при произнесении какого звука?
Д.: [ а ].
Л.: Молодцы.
Такая же работа проводится со звуком [ у ].
Л.: Ребята, а какие это звуки?
Д.: Гласные.
Л.: Почему мы их называем “гласные”?
Д.: Потому что их можно пропеть.
Л.: Правильно. Ребята, ещё бывают согласные звуки. Вы знаете, чем отличаются гласные от согласных?
Д.: Нет.
Л.: Ребята, мне Мишка сказал, что он тоже не знает, чем же отличаются гласные и согласные звуки. Я расскажу это и вам и ему. Как вы сами сказали, гласные мы можем пропеть, и произносим мы их без преграды во рту. А согласные мы пропеть не можем. И когда мы их произносим, у нас во рту образуется преграда. Запомнили, ребята, что пропеть согласные мы не можем?
Д.: Да.
Л.: Очень хорошо. И ты, Мишка, запоминай!

IV.    Сообщение новой темы.
Л.: Ребята, Мишка хочет познакомиться с вами поближе. Он принёс показать вам свои любимые игрушки.
Перед детьми по очереди появляются картинки с изображением игрушек: машина, мотоцикл и матрешка. Каждую картинку дети называют.
Л.: Ребята, расскажите Мишке, какие игрушки вы больше всего любите.
Дети рассказывают, педагог добивается от каждого полного ответа.
Л.: Ребята, а теперь послушайте меня внимательно.
Логопед произносит название картинок ещё раз, но при этом выделяет голосом первый звук.
Л.: Ребята, какой звук я выделяла во всех этих словах?
Д.: Звук [ м ].
Л.: Правильно. А где он стоит во всех этих словах? Послушайте ещё раз: м_ашина, м_отоцикл, м_атрёшка.
Д.: В начале слова.
Л.: Правильно. Итак, ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком, со звуком [ м ]. Ребята, посмотрите внимательно, как я произношу этот звук: М. Мой рот закрыт.

V. Изучение нового материала.
Л.: М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда… молчанье!
Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].
Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.
Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?
Д.: Да.
Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
Д.: Нет, не можем.
Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?
Д.: Согласный.
Л.: Молодцы, правильно. Ребята, Мишка приготовил для вас загадку. Попробуете её отгадать?
Д.: Да.
Л.: Слушайте внимательно: В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это?
Д.: Мышка.
Появляется соответствующая картинка.
Л.: Правильно. А какой знакомый нам уже звук встретился нам в этом слове? Послушайте ещё раз: м_ышка.
Л.: Хорошо, а где этот звук стоит в слове?
Д.: В начале.
Л.: Мишка очень доволен вами. А вам понравилось?
Д.: Да.
Л.: Ребята, звуки мы произносим, а пишем…?
Д.: Букву.
Л.: Правильно. Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М. Вот она.
Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.
Л.: Постарайтесь запомнить нашу новую букву. Найдите букву М в кассе букв.

VI. Закрепление изученного материала.
Л.: Ребята, что нарисовано на картинках?
Педагог указывает на изображение машины.
Д.: Машина.
Л.: Сейчас мы с вами будем работать со схемами. Возьмите то, что лежит у вас на партах.
У каждого ученика лежат полоски с определением места звука в слове.
Л.: Послушайте: м_ашина. Где мы слышим звук [ м ]?
Д.: В начале.
Л.: Значит, какую из полосок мы возьмём?
Д,: С чёрным квадратом в начале.
Д.: В начале слова.
Подобная работа проводится с другими словами-названиями картинок (машина,

VII. Подведение итогов.
Л.: Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Д,: С буквой М.
Л.: Какой звук она обозначает?
Д.: Звук [ м ].
Л.: Правильно.
Буква открывается на линейке букв.
Л.: Хорошо. А с какими буквами мы уже знакомы?
Д: С буквами А и У.
Л.: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. Мишка очень благодарен вам за то, что вы так много ему рассказали, много ему подсказывали, и он хочет подарить вам свои любимые звёздочки.
Логопед вручает детям награду.