Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Выбирая между «воспитанием - да» и «воспитанием-нет»

Выбирая между «воспитанием - да» и «воспитанием-нет»

Опубликовано 18.06.2014

В воспитании детей два вечных лагеря, две стойкие партии, два противоположных мировоззрения. И это разделение больше значит для реального мира, чем, например, воинственная борьба материализма и идеализма.

Что первично — материя или дух? Это, в общем-то, чисто философский вопрос; но как воспитывать своих детей, к какому лагерю воспитателей примкнуть — вопрос практический, он не для философов, а для миллионов. Вопрос, от решения которого зависят судьбы людей, поколений, народов и человечества, потому что, в конечном счёте, это вопрос о насилии и ненасилии — что победит?

Старый, вечный спор: воспитание - да или воспитание - нет? Воспитание поддержкой, одобрением, принятием и терпением или воспитание строгостью, надзором, наказанием? По давней традиции воспитание-да считается новым, а суровое, карательное воспитание-нет — старым, обычным, естественным. По одному исследованию, проведённому в США, старого воспитания придерживаются больше половины родителей, нового — меньше половины, хотя вот что интересно: цели и у тех и у других примерно одинаковы.

Но результаты воспитания строго зависят не от целей, а от средств. Каково положение у нас — неизвестно; кроме того, у разных народов, населяющих нашу страну, разные традиции. Но я знаю из собственного опыта, что если написать статью с призывом баловать детей, то половина читателей пришлют письма со словами: «Вот-вот! Я тоже так думаю! Спасибо!», а другая половина — обвинят в намерении погубить поколение, не иначе. Переход от старого воспитания к новому, от воспитания-нет к воспитанию-да совершается неимоверно трудно, и порой начинаешь сомневаться: а возможен ли он для отдельного человека? Кажется, легче ему в другую веру перейти, чем хоть немного сдвинуться в педагогических своих взглядах.

Вот уже век или больше вся педагогическая литература, какая только есть, пропагандирует положительное воспитание; особенно настаивают на нём психологи и социологи, проводившие массовые исследования результатов воспитания; находятся новые и новые доводы в пользу воспитания-да — и всё почти без толку.
Но если взглянуть на дело поглубже, то окажется, что речь идёт не о том, что разрешать и что запрещать, не о дисциплине, не о послушании, не о попустительстве и безнаказанности — совсем о другом: о воспитании богатом, содержательном и пустом, бедном, безнравственном.

Об этом очень точно писал польский педагог Януш Корчак: «Если хочешь быть надзирателем, можешь ничего не делать... Для внешнего порядка, внешних хороших манер, дрессировки напоказ нужны лишь твёрдая рука и многочисленные запреты... Чем скуднее духовный уровень, чем бесцветнее нравственный облик, тем больше забота о собственном покое и удобствах, тем больше запретов и приказаний, продиктованных мнимой заботой о ребёнке».

С этим встречаешься на каждом шагу. Для воспитателя-нет всегда все ясно, он точно знает, чего нельзя разрешать детям, да и кто этого не знает? Он никак не может понять, чего от него хотят, почему с ним спорят, разве он говорит не очевидное? Разве детям можно позволять делать всё, что они хотят?

И никак не докажешь, что когда отношения с детьми поднимаются на более духовный уровень, когда дети чувствуют в родителях стремление к правде и добру, то проблемы дисциплины, наказаний и безнаказанности и в самом деле становятся второстепенными.

Переходите в новую педагогическую веру, на сторону нового воспитания — воспитания - да, и вы увидите, насколько лучше вам будет с детьми!