Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Знакомство ребенка с окружающим миром

Опубликовано 09.09.2015

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребенка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

С чего же начать ознакомление малыша с природой? Спросите вы. Это самое простое и доступное, это все что нас окружает: растения, животные, солнце, небо, вода, камень, попавшийся под ноги да все что угодно, в конце концов, мы сами. Однажды отправившись куда – то с ребенком. Просто остановитесь и осмотритесь вокруг. Сколько всего вас окружает интересного. Это и стоящее рядом дерево и мягкая зеленая трава, пролетевшее насекомое, парящая высоко в поднебесье птица, кошка перебегающая улицу. Поднимите свой взор и ему откроется прекрасное голубое небо, а может оно и не голубое а украшено редкими облачками, из которых того и гляди закапает звонкий дождик. Оглянувшись вокруг, вы увидите массу объектов для обсуждения.

Иногда мы даже не представляем, как мы можем обогатить знания своего ребенка. Например, можно просто разглядеть цветочек и выделить части растения (цветок, стебель, листья, корень). Или просто поймайте на варежку, пролетающую мимо снежинку, рассмотрите ее, полюбуйтесь ее неповторимой красотой, подуйте, она растает, поймайте новую и, разглядывая ее, спросите, знает ли ваш ребенок, что из вот таких вот маленьких снежинок получаются огромные сугробы.

Начинать знакомить с природой нужно в непосредственной для ребёнка обстановке, чтобы это не было для него стрессом: когда вы находитесь дома или на прогулке. Например: Кошка умывает лапкой свою мордочку или лакает молочко. Родители должны сами замечать эти важные для ребёнка маленькие детали и показать, как нужно общаться с животными: приласкать, покормить, погладить, случайно не обидев. Очень важным моментом является использование художественного слова при приобщении ребёнка с выделенным объектом. Например, маленьких стихов и потешек:

Прогуливаясь с ребёнком по парку, обратите внимание на разнообразие цветов на клумбе и величественность деревьев. Как приятно чувствовать аромат розы, нежность и бархатистость его лепестков, и опасность шипов. Сколько непонятных для малыша новых знаний даёт ему природа. Сколько неизведанных дорожек преподнесёт ему мир.

Стоит отметить, что природа оказывает огромное влияние на развитие у ребёнка психологических, познавательных, речевых и т.д. особенностей. Она вызывает у ребёнка много незабываемых впечатлений.
При знакомстве с неживой природой, нужно обратить внимание на то, чтобы не давать малышу ни каких теоритических обобщений. Ребёнок в раннем возрасте всё равно их не поймёт. Лучше дайте ребёнку возможность насладиться моментом - поплескаться в тёплом водоёме или потрогать холодную воду в роднике. Это чувство радости ребёнок запомнит на всю жизнь. Когда мы были маленькими, все любили экспериментировать. Проведите опыты, но только так, чтобы это не вредило природе. Например: «Что плавает, что тонет» или превращение снега, льда в воду.

Очень хорошо, если вы вместе с малышом после полученных впечатлений сядете рисовать или лепить. Вместе с ним вы выразите и закрепите увиденное. Он с нетерпение будет ждать ещё новой встречи с природой, получать знания, беречь природу, ухаживать за ней.

Внимание! Объясните малышу правила безопасности при общении с природой. Обязательно собственным поведением и поступками покажите ребёнку, как бережно относиться к представителям животного мира и объектам неживой природы.

Берегите природу! Любите её!