Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Общеразвивающие упражнения

Опубликовано 22.03.2017

Методические рекомендации для педагогов и инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций «Общеразвивающие упражнения, как средство разностороннего физического развития дошкольников».

Общеразвивающие упражнения, предназначенные для отдельных групп мышц, являются мощным средством укрепления здоровья, они совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечно – сосудистую систему  и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.

Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и составной частью большинства физкультурных занятий, они формируют двигательные умения и навыки. Выполнение упражнений сопровождается словесными комментариями воспитателя. Дети быстро усваивают названия упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы, подсказки. Возникающее в процессе обучения взаимопонимание положительно сказывается на качестве движений дошкольников и помогает решать важную задачу – формирование правильной осанки.

Показателем обученности дошкольников служит проявление ими физических качеств во время выполнения упражнений. Общеразвивающие упражнения активно формируют координацию – умение согласовывать одновременные движения разных частей тела; гибкость – способность выполнять движения с большей амплитудой; равновесие – устойчивое положение на уменьшенной и повышенной опорах; точность – умение фиксировать движение в соответствии с каким – нибудь сигналом; пространственные и временные ориентировки – выполнение движений в нужном направлении, в соответствующем ритме и темпе.

Упражнения имитационного характера пробуждают творческую фантазию детей. Объективные особенности общеразвивающих упражнений приучают детей действовать согласованно, а музыкальное сопровождение активно содействует этому и развивает художественный вкус.

Таким образом, общеразвивающие упражнения – действенное средство разностороннего развития ребенка.

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений

Для общеразвивающих упражнений характерно, что в каждом из  них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные  части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с корригирующей целью.

В зависимости от степени воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку:
- упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
-  упражнения для мышц туловища;
- упражнения для мышц ног.

Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающие упражнения принято группировать по принципу комплекса. Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия, в отличие от утренней гимнастики, должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения предстоящих основных движений. Но неизменными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда – для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.

Исходное положение – это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависит дифференцировка нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий.

В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного возраста типичны следующие исходные положения:

для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);

для ног – основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);

для рук (по отношению к туловищу) – руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).

Варьируя исходные положения, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упражнения. Каждое правильно построенное упражнение заканчивается исходным положением.

Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Общеразвивающие упражнения проводятся без предметов и с предметами (погремушки, кубики, флажки, ленты, мячи, обручи, кегли, с природным материалом – шишки, листочки, орехи и др.), на предметах (г/скамейке, стуле), у предметов (у г/стенке, дерева и др.).

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие – палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Совершенствуется  и мелкая мускулатура – предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Главный критерий при выборе предметов – целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражнения с большим мячом должны строится так, чтобы руки можно было бы от времени освободить и глубоко вздохнуть, и т. д.

Необходимо принимать во внимание и возраст детей. В младших группах доминируют предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект, - погремушки, ленточки, кубики, платочки, султанчики.

Использованная литература:
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.В. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений// - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.