Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Картотека подвижных-народных игр

Опубликовано 15.02.2016

Русская народная игра «Заря».

Дети становятся в круг. Выбирается водящий- заря, в руке он держит голубую ленту. Ходит по кругу и говорит...

Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – «За водой пошла»

С последними словами, водящий кладет ленточку на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, сам становится «Зарей».

Русская народная игра «Золотые ворота».
Ребята встают в круг, держатся за руки. Несколько человек образуют «ворота», которые располагаются таким образом, чтобы хоровод мог пройти сквозь них. Хоровод начинает двигаться, все произносят слова:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз
Не пропустим больше вас.

После этих слов «ворота» ловят тех, кто в этот момент находился внутри них. Когда пойманных становится больше 4-х человек, появляется несколько «ворот». Игра идет до тех пор, пока остается возможность хоть кому- то проходить через ворота.

«Горелки»
Играющие встают в две колонны, взявшись за руки; впереди водящий. Дети хором произносят:
           Гори, гори ясно,
           Чтобы не погасло.
           Глянь на небо:
           Птички летят,
           Колокольчики звенят!
           Раз, два, три – беги!

С последним словом дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут в начало колонны – один бежит справа, другой слева от колонны. Водящий пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, то он берется за руки с пойманным и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары ребенок становится водящим. Для усиления двигательной активности и интереса можно построить детей в 2-3 колонны

Русская народная игра «У дяди Абрама».
У дяди Абрама – семнадцать сыновей,
Семнадцать сыновей у дяди Абрама
Они не ели,
Они не пили.
А меж собой говорили – правая рука. (вытягиваем вперед правую руку и ею трясем ).
      Затем повторяем слова песенки для другой руки, для ног, для головы, туловища.

Русская народная игра «Шел козел дорогою».
Шел козел дорогою,
Дорогою широкою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую козу.
Давай,  коза,  попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Тоску – печаль размыкаем,
Размыкаем печаль.

  Под песенку один из играющих бегает вприпрыжку. На словах:  «Нашел козу безрогую» выбирает себе пару. Взявшись за руки, бегают вприпрыжку уже вдвоем. После последних слов пара расходится и каждый выбирает для себя новую пару. И так постепенно, пока все дети не станут в пары.

Мячик кверху
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга, и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие, в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный,  становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.
Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих, после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

Молчанка
Перед началом игры все играющие произносят припевалку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Кто дальше бросит?
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.
По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
 
Сосед, подними руку
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда на выполняется.

Игра "Гуси"
Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.
Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"
Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси наперегонки бегут к пруду.
Друг за дружкою гуськом
Ходят гуси бережком.
Впереди идёт вожак,
Он шагает важно так -
Га-га-га!
Гуси все за вожаком
Вперевалочку, шажком.
Шаг шагнут, другой шагнут,
Низко головы нагнут.
Га-га-га!
Гуси крыльями взмахнут,
И скорей бегом на пруд!

Игра "Воробушки"
Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.
Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор пока не произнесут: "И на дерево от кошки -Шур! - скрылась!"
Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.
Воробушки, бойтесь кошки -
Не скачите по дорожке,
Не сидите на скамейке,
Не летайте по аллейке,
Под окном не клюйте крошки:
Попадёте рыжей кошке -
Мур-мур-р-р! - в лапы.
Стайка дружных воробьишек -
Чик-чирик! Слетела с крыши,
Посидела на скамейке,
Полетала по аллейке,
Поклевала быстро крошки
И на дерево от кошки -
Шмур-р-р! - скрылась.

Кубанские народные игры
Игра «Кубанка» (шапка казака)
Варианты игры:
Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней), тот побеждает. По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящего должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.
Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

Игра «Брыль» (соломенная шляпа с высокими полями).
Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5 - 6 см от края  начерчен  еще  круг.  По команде  ведущего  «Солнце»  все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и
сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр - ведущий он, если не успел -выходит из игры.

Игра  «Прыганье через шапку»
Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки, если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.
На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

Игра «Разбить кувшин»
Надуть шар, положить посередине зала, Нескольким участникам завязать глаза, поставить в разные концы зала, дать гимнастическую палку. Каждый участник делает 3 шага к шару и бьет палкой по нему, стараясь разбить.
Игра   «Кубанка»
1вариант. Участники стоят по кругу в головных уборах - кубанках. По сигналу: «Раз, два, три - бросай!» все подбрасывают кубанку вверх, чья выше подлетит. Победитель тот, чья кубанка упадет позже всех. Не учитывается тот, кто бросил позже.
2 вариант. Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась - игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Игра «Завивайся плетень»
Играющие делятся на две равные по силам команды- зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - коридор шириной 10-15 м. Игроки -плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки.
Дети - плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
«Иди назад, в лес, осинку погрызи!».
 
И они выбывают из игры. Дети - плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают: Не войдет и другой раз, Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
Игра  «Петушок»
Ведущий удаляется одного из игроков из круга, среди оставшихся назначает «петушка», который после слов ведущего:
« Утром кто чертей гоняет? Песни звонкие спевает? Спать мешает поутру и кричит... (ку-ка-ре-ку)» -  должен прокукарекать. Игрок вне круга должен определить по голосу кто был «петушок».

Игра «Хлибчик»
Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий - хлибчик (хлебец) - становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:
Пеку, пеку хлибчик!
А выпечешь?
Выпеку!
А убежишь?
Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.
Игра «Калачи»
Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:
Бай-качи-качи-качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.
Игра «Мельница»
Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют: Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
 Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны
остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

Игра «Капуста»
Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу,
Лозу тешу,
Лозу тешу -
Плетень горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами,
Курица с цыплятами.
Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.

Игра «Достань платок!»
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные), на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.

Игра «Подсолнухи»
Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения. По команде ведущего - «солнышка», «земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух игроков. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время «солнышко» ходит по кругу, куда переходит «солнышко» туда и поворачиваются лицом все «подсолнухи».