Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Релаксация

Опубликовано 13.08.2014

Современный ритм жизни, стрессовые ситуации, возникающие на работе и в семье, часто приводят человека к плохому настроению и перенапряжению. Результатом такого состояния нередко становится депрессия. Для того чтобы избежать такой ситуации, психологи советуют научиться расслабляться.

При этом рекомендуется использовать различные средства медитации и релаксации. С взрослыми все ясно. А что делать в том случае, если перевозбужден и перенапряжен маленький ребенок, которому сложно успокоиться после активного общения и игр? Одна из проблем детского возраста.

Нервная система у ребенка весьма далека от совершенства. Особенно это касается малышей до трех лет. Детям указанного возраста сложно осуществлять контроль над процессами торможения и возбуждения нервной системы. Этим можно объяснить неспокойный младенческий сон, а также проблемы с успокоением после активных игр. Прежде всего, это относится к легковозбудимым детям. Соблюдение правильного распорядка дня. Существуют различные способы, позволяющие успокоить легковозбудимого ребенка. Одним из них является организация режима бодрствования и сна. Активных детей порой сложно уложить в постель по определенному графику. В такой ситуации важно создать для малыша условия определенного дневного ритма. Все приемы пищи, а также прогулки важно проводить в одни и те же часы. Кроме того, в период, который предшествует отдыху, не должно быть активных занятий. Только тогда чадо привыкнет к определенному режиму

Релаксация

Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье. Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на релаксацию. Что это такое? Релаксация пришла к нам из-за рубежа. В 30-40-х годах прошлого века технику мышечной релаксации разработал и применил психолог из Америки Э. Джекобсон, а также врач-невропатолог из Германии И. Шульц. В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релаксация. Она бывает как непроизвольной, так и произвольной. Второй вид релаксации возможен при выполнении определенных упражнений.

Что такое релаксация для детей? Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства.  Релаксации для детей играет большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.

Упражнения на мышечные расслабления проводятся психологами, работающими с детьми. Такие занятия являются элементом оздоровительного курса. Но в то же время простая игровая релаксация для детей может быть использована воспитателями или родителями. Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Малыши выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения воспитателя. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д. Релаксация для детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. Ежедневные упражнения, включенные в режим дня, позволяют добиться более спокойного и уравновешенного состояния. У детей устраняется повышенная раздражительность и злость, излишняя тревожность и страхи, а также напряженность.

Принцип мышечной релаксации
На чем основан метод Э. Джекобсона? Принцип данной релаксации довольно прост. Он основан на способности мышц расслабляться после сильного напряжения. Такая релаксация для детей дошкольного возраста доступна в самой простой игровой форме. Упражнения предусматривают попеременное напряжение различных групп мышц. При этом весьма эффективно достигается расслабление всего тела, что благотворно действует на организм. Разработано много комплексов упражнений, при помощи которых проводится релаксация для детей дошкольного возраста. Расслаблять можно мышцы лица и плечевого пояса, корпуса и шеи. Как правило, берут одно-два упражнения из определенного блока. На то, чтобы выполнить весь комплекс, отводится по пять-семь минут. Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры.

Уважаемые родители !
Погрузитесь в мир релаксации, чтобы научится расслабляться. Мы предлагаем несколько вариантов активной релаксации.
Удачи Вам!

Релаксационные упражнения
Цель: Снятие напряжения физического, нервного, психического.
Задачи: Обучать основам саморегуляции и релаксации.
              Помочь достичь мышечного расслабления при помощи музыки.  

«На пляже»
Звучит аудиозапись «Шум моря»
Сегодня прекрасный солнечный летний день. Вы лежите на теплом песке, на берегу моря. Постарайтесь почувствовать спиной множество маленьких песчинок. Устройтесь  поудобнее, расправьте плечи. Потянитесь, вытяните ноги, как будто вы хотите стать длиннее. А теперь расслабьтесь, почувствуйте, как уютно лежать на песке, разогретом теплыми лучами солнца…  Несколько раз глубоко вздохните. Почувствуйте, как наполняется ваша грудь свежим морским воздухом. Мы возвращаемся в детский сад. Полежите спокойно, прислушайтесь к наполняющим нашу комнату звукам, доносящимся  с улицы. А теперь можете открыть глаза и сесть.

«Облака»
Звучит музыка П.Чайковский «Времена года»
Лето. Светит солнце. Вы лежите на мягкой зеленой траве, а над вами в высоком небе плывут облака… Какие они разные. И каждое на что-то похоже. Бывают совсем маленькие облака, как летящие перья. Их так и называют – перистые. А бывают облака кучевые. Их часто можно увидеть ясным летним днем. Они клубятся, принимают самые причудливые формы, и, если приглядеться, можно увидеть в их очертании разные предметы…Представьте облако, похожее на воздушный замок, летучий корабль, удивительный пышный цветок, сказочное животное…
Пора возвращаться из страны заоблачных фантазий. Откройте глаза.

«Радуга»
 Звучит музыка А.Вивальди «Времена года»
Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягкой траве и смотрите на небо. Подул ветер, небесная гладь стала затягиваться облаками. Они кажутся тяжелыми, насыщенными влагой. Ветер комкает облака, они клубятся, соединяются в темные тучи. А в другой части неба в это же время светит солнце. Его лучи проходят сквозь капли дождя, которые начинают сверкать и переливаться на солнце, как драгоценные камни. И вот на фоне облаков появляется легкая разноцветная арка – радуга. Семь прозрачных ярких полос: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая – украшают небо. Полюбуйтесь ими.
Какое богатство красок. Как прекрасен окружающий нас мир. А теперь откройте глаза. Посмотрите на эти яркие платки. Вы можете научить их красиво танцевать. Звучит песня «Как прекрасен этот мир», дети танцуют. Воспитатель записывает, платок какого цвета выбрал ребенок.

«Визуальная релаксация»
 Р.Шуман «Мечтания»
Выберите рисунок, который вам больше всего нравится. Сядьте поудобнее. Положите рисунок перед собой и внимательно рассмотрите его. Постарайтесь запомнить все детали, а потом закройте глаза и мысленно представьте изображение. Ощутите, как уходит усталость, как вам хорошо и спокойно. А теперь откройте глаза. У вас хорошее настроение.

 «Светящийся шар»
П.Чайковский «Адажио» из балета «Щелкунчик»
 Закройте глаза, сделайте два глубоких вдоха, шумно выдохните. Представьте себе, что прямо у вас над головой появилась волшебная Синяя птица, и она держит в лапах светящийся шар – это шар счастья и удачи. Шар круглый и сияющий, полный света и энергии. Теперь вообразите, что лучи света из волшебного шара направлены прямо на ваше тело. Эти лучи, эти потоки света проникают во все ваши органы через голову. Они проникают легко без труда. Один луч  согревает вашу шею, затем плечи, руки, пальцы, расходится и излучается из них в пол. Другой луч проходит по спине, следующий по животу. Один луч идет в правую ногу, другой в левую. Ваши внутренние органы омываются лучами волшебного света, они теплые и приятные. Вы испытываете блаженство, вы счастливы. Если вы насытились лучами от светящегося шара Синей птицы, то медленно откройте глаза.

 «Космос»
 И.Крутой «Нежность»
Предлагаю вам отправиться в путешествие в космос. Надеваем скафандры 5,4,3,2,1, пуск полетели!  Выходим в открытый космос, ложимся и плывем, раскинув руки и ноги. Мы парим, как ласточки в вышине и любуемся звездами в тишине. Звезды сверкают таинственным светом, успокаивая и убаюкивая…
Ну, что ж пора возвращаться на Землю.
Медленно приземляемся, выходим из корабля. Мы бодры и  веселы.

«Лунная ночь у костра» Л.Бетховен «Лунная соната»
Дети сидят, любуясь огоньком свечи. Представьте себя на берегу прекрасного ночного озера. В воде отражается серебряный шар луны, звездочки купаются в воде, яркими бликами озаряя все вокруг. Поверхность озера гладкая, ровная и спокойная. Слышно потрескивание костра, пение кузнечика и стройный хор лягушек. Все охвачено негой и спокойствием. Все отдыхает…
Но наступает утро, пора просыпаться. Медленно встаем и потягиваемся. Тянемся к первым лучам восходящего солнышка.

«Черепаха» Дж. Ласт «Одинокий пастух»
Закройте глаза. Представьте себя маленькой доброй черепашкой. Она лежит на животике и греется на солнышке, на песке у ручья. День солнечный, яркий и теплый. Черепашке приятно понежиться в его лучах. Лучи солнышка греют лапки, хвостик. Черепашки чувствуют себя очень хорошо, они слушают щебетанье птиц и улыбаются…
А теперь можете открыть глаза. Кого вы видите? Снова мальчиков и девочек.

«Птицы парят в вышине»
А.Вивальди «Времена года»
До кого я дотронусь волшебным перышком, тот превратится в гордую степную птицу орла. Парят орлы в вышине, любуются родными просторами, вдыхают аромат тюльпанов, пролетают над овечьими стадами напоминающими белые пушистые облака, над песчаными барханами похожими на морские волны. Парят орлы в потоке воздуха, лишь изредка взмахивая крыльями. Им легко и приятно…
А теперь до кого я дотронусь перышком, тот откроет глаза и снова вернется в свой обычный образ.

«Солнышко»   Р. Шуман «Утро»
Наступило утро, затем день. Солнышко светит все ярче и ярче. Вы улеглись на степную травку и слушаете тишину. Давайте подставим ладошки золотому солнышку и поймаем его теплый лучик, чувствуете, как он согрел ваши ладошки? А теперь почувствуйте, как солнечное тепло проникает в ваше сердце и согревает его…  Представьте, как добрая сила солнца влияет на вас… Открыли глаза. А вы знаете? Ведь солнышко есть в каждом из нас – это наши улыбки, наше хорошее настроение. Это радость и тепло, которое мы дарим друг другу и всем окружающим. Так пусть наши солнечные улыбки своими лучиками согревают все вокруг. Улыбнитесь друг другу.

«Море»
Звучит «Шум прибоя»
Закройте глаза и представьте себя на берегу моря. Вы лежите на теплом желтом песке и отдыхаете. Мимо проплывают большие корабли, парусники, легкие лодочки. Над волнами с криками летают белые чайки. Вы слушаете окружающие звуки: крики чаек, гудок парохода, шум прибоя и наслаждаются ими. Вы погружаетесь в них полностью, вы растворяетесь в них. Вам становится легко и спокойно, вы расслаблены, звучит легкая льющаяся мелодия, вслушайтесь…   
После окончания мелодии вы снова услышите шум набегающего прибоя и откроете глаза.

«Волна»
Звучит «Шум прибоя»
Закройте глаза и ощутите себя волной голубого цвета. Вы – волна в огромном море, струящаяся то вверх, то вниз. А теперь ощутите как вы растекаетесь и исчезаете… Теперь вы составляете одно целое с морем голубого цвета, в котором больше нет волн, нет разницы между вами и морем. А теперь прислушайтесь…медленно вслушайтесь в себя…  Слушайте голос моря у себя в голове и ощутите себя одним существом с этим голосом. А сейчас звук затихает и вновь возникает волна, которая появляется после того, как исчезла, образует новую волну, затем еще и еще…   
Теперь волна дошла до берега и все открыли глаза.

«Снежинка»
П.Чайковский «Зимние грезы»
Закройте глаза и представьте себя белой узорчатой снежинкой, которая плавно кружится в воздухе. «Какое блаженство» - думала она. Можно кружиться так бесконечно. Но тут подул резкий ветер, и Снежинка не спорила с ним, а подчинилась сильному его порыву. Она летела над домами и любовалась заснеженными деревьями, полянками, покрытыми искрящимся льдом реками и ручьями. Все вокруг было бесконечно красивым и белым-белым, на земле  сверкали разноцветные блестки. Ощутите это состояние покоя, блаженство полета. А теперь откройте глаза и потянитесь.

«Волшебный сон»
Звучит «Зеленая Тара» А. Манджиев
Дети находятся в позе покоя. Взрослый дает им следующую установку: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами.  «Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Открыть глаза».
Внимание, наступает «волшебный сон».
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают
Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают
Шея не напряжена и расслаблена..
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются, все чудесно расслабляются,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

«Путешествие в волшебный лес»
Звучит «Щебетанье птиц в природе»
Лягте удобнее на коврик, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, различных кустарников и ароматных цветов.
Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Пахнет влажная земля. Ветер доносит едва уловимый аромат цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает напряжение и волнение. Вам хорошо и спокойно.
Сохраните это ощущение на весь день.

«Придуманная страна»
Закройте глаза и устройтесь поудобнее. Вспомните то место, где вы можете делать все, что вам захочется. Кроме вас там только звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите, какие запахи чувствуете?
Можете представить себе чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской волны. Она то поднимает вас вверх, то мягко, словно на качелях опускает вниз… Захватите это чувство блаженства и сохраните его подольше.