Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Обратиться за консультацией к логопеду?

Опубликовано 26.02.2016

В каком возрасте необходимо обратиться за консультацией к логопеду?

Когда ребёнок только начинает говорить, его речь умиляет и радует родителей. Ребёнок подрастает, родители вдруг начинают замечать, что на фоне своих сверстников он говорит значительно хуже. Однако и тут многие родители не сразу обращаются к логопеду, а почему то ждут, пока ребёнку не исполнится пять лет. Такое мнение ошибочно!

Ребёнку раннего возраста логопед сможет помочь сформировать чистую речь, а после пяти и более лет логопеду придётся исправлять уже не правильно сформированные звуки. Значит, родители должны обращаться за помощью к специалисту на раннем этапе речевого развития ребёнка.

Почему же ребёнок сам не научился говорить правильно?
Надо напомнить, что  наш язык является важнейшим мышечным органом. Когда мы произносим звуки, язык находится в постоянном движении. Но эти движения должны быть целенаправленны, в строгом порядке, так как язык занимает определённое место при произношении звуков.

В процессе формирования произношения язык ищет правильное положение для каждого звука. В силу чрезмерного напряжения или наоборот вялости движения языка не упорядочены, поэтому ребёнок совершает много замен одних звуков другими (санки-шанки, лошадь-восядь).

Мышцы языка растут вместе с ребенком, и становится более эластичными и гибкими. В процессе роста совершенствуются, а затем и закрепляются её двигательные навыки, возникает меньше неточностей при произношении звуков, ребёнок начинает говорить правильно и чисто. Но если язык остаётся вялым или напряжённым, то при произношении звуков занимает не правильное положение. И как следствие, ребёнок старшего дошкольного возраста продолжает говорить как двух летний малыш. В лучшем случае у него остаются проблемы одним-двумя звуками.

Какие же причины являются предпосылками неправильного речевого развития?
Как правило, причины можно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины:
-Врождённые расщелины нёба и губ (необходимо вмешательство специалистов-хирургов);
-Неправильный прикус, когда нижняя или верхняя челюсть заметно выдаются вперёд (консультация ортодонта);
-Короткая подъязычная связка. Если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, необходима консультация стоматолога-хирурга.
 Невидимые причины гораздо сложнее и труднее, и поэтому  имеют неприятные последствия.

Невидимые причины:
-негативные факторы в период беременности, тяжёлые роды;
-частые болезни, инфекции, травмы, стрессовые ситуации, аллергия в период раннего развития ребёнка (до 1года, до 3 лет);
-неблагоприятные факторы речевого окружения (нарушения речи, двуязычие в семье);

Невидимые причины притормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга ребёнка. Из мозга поступают слабые сигналы, которые не способствуют полноценному речевому развитию, и ребёнок начинает говорить гораздо позже сверстников (после трёх лет).

Как показывает практика, у детей задержка в речевом развитии в основном связана с недостаточной подвижностью языка. Вследствие этого ребёнок не в состоянии правильно произносить звуки и говорить чисто. В этом случае не стоит откладывать визит к логопеду.

На что логопед обращает внимание при обследовании ребёнка?

На консультации специалист обращает внимание на:
- строение артикуляционного аппарата (прикус, зубы, губы, мягкое и твёрдое нёбо, язык, подъязычную связку);
- состояние артикуляционной моторики (движения языка, губ, нижней челюсти, работу мышц лицевой мускулатуры);
- состояние дыхательной и голосовой функций (речевое дыхание, громкость и тембр голоса);
- особенности просодической стороны речи (ритм, темп, паузы в речевом потоке);
- понимание обращенной речи (понимание и выполнение инструкций);
- грамматический строй речи (словообразование и словоизменение);
- словарный запас;
- использование связной речи (простые распространённые предложения);
- произношение звуков;
- слоговую структуру слов (произношение сложных слов);
- фонематическое восприятие (правильное восприятие звуков на слух);
- фонематический анализ и синтез(умение выделять определённые звуки в слове);

По итогам обследования логопед составляет заключение и даёт необходимые рекомендации для организации дальнейших коррекционных занятий.