Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Задержка речевого развития

Опубликовано 20.01.2016

Что такое задержка речевого развития (зрр)?

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание речи от нормы развития у ребенка. Как правило, подобное состояние выявляется у детей в возрасте 3-4 лет, когда в норме должен быть достаточный словарный запас и активная речь, однако по ряду причин этого не происходит… Согласно последним данным, ЗРР отмечается практически у каждого четвертого ребенка.

Стоит ли волноваться? Безусловно, да. И не только потому, что отставание в речи у ребенка с ЗРР может сохраниться в дальнейшем, результатом чего может стать обучение ребенка в специализированной школе и прочие ограничения в будущем, - но и потому, что отставание в развитии речи может повлиять на общее психическое развитие и формирование межличностных отношений у ребенка. Отсутствие или недостаточное развитие речи препятствует правильному формированию познавательных процессов, усвоению понятий, влияет на эмоциональное развитие. К тому же речь неразрывно связана с такими функциями психики, как воображение, память и мышление в целом.

Что приводит к ЗРР?

•    Травмы,      заболевания и поражения головного мозга (часто ЗРР возникает при наличии у      ребенка диагноза ММД - минимальной мозговой дисфункции)
•    У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то,      что слышит от других
•    С  ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно.      В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости.
Несмотря на то, что заключение о наличии ЗРР ребенку ставится, как правило, в возрасте 3-4 лет, наиболее эффективна коррекция этого состояния в более раннем возрасте, начиная с 2,5-3 лет. Потому родителям необходимо как можно раньше уделять внимание развитию речи, и при необходимости незамедлительно обращаться к специалистам(неврологу, логопеду, психологу).

Когда подозревать ЗРР?

•    Ребенок с самого раннего возраста не произносит никаких звуков.
•    Ребенок в возрасте старше 1 года не реагирует на обращение к нему, а к себе  внимание привлекает плачем, криком.
•    В 1,5 года  ребенок не распознает на слух названия предметов, не находит их по просьбе взрослого (например, “где игрушка?”, “покажи мячик”), не выполняет простые просьбы (“подойди ко мне”, “открой рот”).
•    В 2-3 года ребенок не строит простых фраз, а в 4 года - в речи нет полноценных предложений.

Что делать при подозрении на ЗРР?

Диагноз ЗРР ставится на основании обследования неврологом, логопедом и психологом.

Прежде всего, необходимо обращаться к детскому неврологу, так как зачастую ЗРР сочетается с наличием другой патологии со стороны нервной системы и психики ребенка (это может быть ММД, нарушение слуха, задержка психического развития).

Независимо от наличия/отсутствия другой патологии, ребенку требуется помощь детского психолога, логопеда и дефектолога.
•    Детский психолог стимулирует развитие речи, побуждает ребенка к использованию      речи, уделяет внимание социальному и эмоциональному становлению ребенка.
•    Логопед занимается  развитием речи, постановкой      правильного звукопроизношения, развитием мышц речевого аппарата, благодаря      которым ребенок сможет говорить без нарушений.

Специалисты помогут детям заговорить и гармонично развиваться, на счету каждого из наших специалистов не один десяток благодарных родителей и детей, которые смогли преодолеть нарушения и стать здоровыми. Если и Вашему ребенку необходима помощь - теперь Вы знаете, где можно ее получить.