Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уроки вежливости и красоты

Уроки вежливости и красоты

Опубликовано 10.06.2014

Тончайшими способами влияния на юную душу
являются по моему мнению, слово и красота.
В. Сухомлинский

      Томас Манн говорил: «Человек стоит между ангелом и зверем. Кем он станет, зависит от воспитания». Воспитание помогает человеку гармонизировать эти две мощные силы, учит овладевать собой, учит самоконтролю. Вежливость и красота – способы достижения гармонии. Красота непосредственно влияет на душу и не требует разъяснения.
        Хорошие манеры, вежливость, красота тесно связаны с нравственным воспитанием ребёнка. Воспитанные дети повышают чувство родительской состоятельности. Когда родители слышат, что об их детях говорят как о воспитанных, то они воспринимают это как похвалу себе. Всем хочется испытывать это чувство, но как получить таких детей?

Два значения воспитания

Специально организованные педагогические усилия

Совокупность отношений, которые окружают ребёнка

  1. Похвала – это информация. Рекомендуется сокращать неинформативные замечания, среди которых много « нельзя». Однако неосторожная, неумная похвала вызывает не любовь, а зависть. Важно развивать у ребёнка чувство собственного достоинства, гордость, смелость
  2.  Формирование полезных привычек, опираясь на потребности ребёнка. Стремление к тому, чтобы привычка стала потребностью
  3. Правильная ориентация в нравственных ценностях возможна с помощью литературы, живописи, музыки
  4. Забота о других (ценность труда, времени, благородство поступка и др.)
  5. Стремиться уменьшить разрыв между собственными поступками и словами при воспитании детей

1.Внутренняя культура взрослого находится в тесной связи с культурой общества в целом. Родители служат детям примером. Большинство детей восхищаются нами, взрослыми, и уважают нас. В конечном счёте они хотят быть похожими на нас. Но в то же время взрослые не имеют права запрещать детям быть детьми.

2.Усилия взрослых должны быть ежедневными, упражнять их в соблюдении необходимого (поблагодарить за обед, пожелать приятного аппетита, подать пальто, извиниться и т.п.)

3.Хорошие манеры предполагают взаимность. Иногда мы сами не понимаем, насколько невежливы с детьми, насколько некрасив наш быт, наша речь. Взрослые должны помнить об ответственности перед всеми детьми и показывать пример нравственных отношений и вежливого поведения в транспорте, в магазине и т.д.

      Если только дети не страдают серьёзными эмоциональными расстройствами, большинство из них платят за добро добром. Грубость поднимает из тайников людской души низменные инстинкты. «Отчаяние и отсутствие надежды заставляют нас вести себя безответственно и беспечно» (Эда ле Шан, детский психолог).
       «Человек становится моральным калекой, если творение добра для него точно такое же задание, как выучить урок. Голос совести – это внутренняя потребность действовать так, как полезно, необходимо, красиво. Совесть немыслима без постоянного накопления в подсознании информации, которая содержит в себе благородное поведение человека»

(В. Сухомлинский).


         У ребёнка должны быть такие образцы перед глазами, а не на слуху. Частое «нельзя»
а) создаёт одинаково неважную атмосферу для детей и взрослых;
б) слыша только упрёки, ребёнок чувствует, что необязательно стараться вести себя лучше;
в) «плохое» поведение надёжнее привлекает полное внимание взрослого, следовательно, чтобы добиться его, нет нужды менять поведение.
        Кроме того, наказание часто неинформативно: отругали, а как правильно поступить, всё равно не знаю, тогда постараюсь в другой раз это сделать как можно незаметнее. Что делать?
       Сократить число «нельзя», тщательно продумывая, что пресекается. Запрещения должны быть очень редкими, но всегда неизменными. «Нельзя» то, сто опасно для жизни.
     Параллельно увеличивать «можно». Для этого: «не замечать» какое-то поведение4 вводить альтернативу; предложить ребёнку самому выбрать тип поведения. («Сам в ванну залезешь или тебя подсадить?») Похвала информативна: конкретное действие одобряется. Быстро ли взрослый научится вождению автомобиля, если, обучая его, постоянно говорить примерно следующее: «Ах ты бестолочь, думать надо было головой! Не тронь, полетит коробка передач! Ты что, не соображаешь, что делаешь? Нельзя! Не так! И т.д.»
     Нервная система развивается в том направлении, в каком мы её упражняем. Проповеди и поучения производят только умственную скуку. Собственный пример – лучшее обучение.