Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности развития воображения детей в дошкольном возрасте

Опубликовано 10.03.2016

« Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества. »
Карл  Маркс

Каждый из нас свой путь в жизни начал из истоков дошкольного возраста. Это второй этап социализации ребенка в социуме. Особую роль в развитии и личностного становления ребенка играет когнетивный процесс воображение.

Стоит заметить, особую роль оно начинает играть в старшем дошкольном возрасте, так как воображение становится ведущим психическим процессом.

Воображение (фантазия) – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала перцепции и представлений ,полученных в предшествующем опыте. В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием, мышлением. В последнее время все большее распространение получает понимание « воображение как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом  «акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий  и построением общих схем последних.» Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н. А. Бернштейн)

Образы возникающие у ребенка не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Воображение может создавать картины, которые мало что напоминают действительность – этот процесс называется фантазией.

Образы, обращенные в будущее, называется мечтой.
Процесс воображения протекает всегда в неразрывной связи с памятью и мышлением.

Этапы развития воображения
Развитие воображения проходит в три этапа .

На первом этапе (3-4 года)детям становится доступно действие воображение как опредмечивание. Смыслом опредмечивания является создание образа на основе элемента, который выступает в качестве задающего содержание образа. Например, предложив ребенку из нарисованного круга создать какое либо явление или предмет ,малыш нарисует солнце. Таким образом особенностями первого этапа развития воображения являются опредмечивание, детализация и отсутствие планирование действий.

На втором этапе (4-5лет) ребенок осваивает планирование, которое носит ступенчатый характер. Он планирует первый шаг действия, выполняет, видит результат на его основе планирует следующее действие. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, правил образцов деятельности.

На третьем этапе развития воображения (6-7лет)ребенок усваивает основные образцы поведения .он уже способен комбинировать образцы воображения ,решать творческие (креативные) задачи. Целостный образ строится способом «включения», появляется целостное планирование, коррекция по ходу выполнения заданий.

Виды воображения
Воображение по степени делится на два вида: произвольное  и  непроизвольное.
 Произвольное воображение (пассивное)- образы возникающие спонтанно, без участия воли человека. Произвольное воображение подразделяется на два подвида: преднамеренное (грезы) и непреднамеренное (сновидения).

Произвольное воображение (активное)- человек, пользуясь усилием воли ,по собственному желанию способен вызывать у себя желаемые образы. В свою очередь этот вид подразделяется на три подвида: воссоздающие, творческое, мечта. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Функции воображения:
1.    Образное представление действительности;
2.    Регулирование эмоциональных состояний;
3.    Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
4.    Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи. Великий альманах психологии Зинченко  утверждал «в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки  коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста».

Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.) Воображение для ребенка это двигатель познания мира и средство отстаивания индивидуальности.

Своей  деятельности, в работе с детьми я руководствуюсь  своим тезисом «Из мечты рождается реальность». Уважаемые коллеги мечтайте, стимулируйте детей мечтать , дабы  воспитывать в них любовь к творчеству, формируя мотив на достижения успехов и Вы познаете истинный смысл жизни «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком».

Дени Дидро