Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Значение собственного имени

Опубликовано 10.05.2016

Значение собственного имени в « Я - концепции» ребенка 4-6 лет

Дошкольный возраст, по Леонтьеву - это период первичного фактического формирования личности ребенка. Важную роль играет ведущая игровая деятельность, которая имеет коллективный характер. В игре ребенок формирует модель поведения, «самость», самооценку, собирает в единое  целое Я - концепцию.

Я - концепция – представления ребенка о себе; познания и оценка самого себя через отдельные образы в различных ситуациях, идентификация себя среди социума.

Выделяют следующие аспекты «Я-концепции»:
-основная «Я-концепция», общие представления ребенка про свою личность;
-временное «Я», которое зависит от настроения, ситуации, переживаний;
-социальное «Я» - представления личности про мысли других людей;
-идеальное «Я». «Я» может быть реалистичным, завышенным, заниженным.

Я-концепция в возрасте 4-6 лет еще слабо  структурирована,  и обладает в этот период пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции. Главный позитивный результат развития ребенка является достижение чувства независимости. Начиная с 4 лет,  у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Энергичной и настойчивой становится когнетивная деятельность ребенка, главной движущей слой которой является любознательность. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка.

С самого раннего детства (младенчество)     ребенок идентифицирует себя с собственным именем. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации. Ребенок бурно реагирует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения.

Реакция ребенка на свое имя является показателем особенностей развития Я-концепции. Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Началом формирования Я-концепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у ребенка есть имя. Изучением формирования  Я-концепции занимались такие ученые как Р.Бернс,  С.Крайг, С.Г.Якобсон и другие.

Р.Бернс выдвигает гипотезу о роли имени и именования в развитии
Я-концепции. Самосознание ребенка основывается на отличении себя от других. Главным в создании «Я» как социального объекта является его идентифицирование, а одним из способов этого служит именование.

Ассоциируя себя с именем, в следствии межличностного вербального и невербального общения со сверстниками и взрослыми, ребенок проходит стадию самоосознавания и формируется аспект «Я и мое имя». Ответственность родителей и педагогов заключается в том чтобы «сформировать «указатель» в  самопроявлениях  ребенка», т.е. называть имя ребенка требуется в сравнительной, ласкательной, порицающей форме. Так, обращение к ребенку «умница» создает соответствующий Я-образ, и ребенок будет стремиться поддерживать его истинность. С.Крайг предполагал, что представления человека о самом себе должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), либо произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей.

Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка является, как подчеркивал К.Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его само восприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Основными новообразованиями становятся проявления эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка.